Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Как неоценимый дар Божий воспринимаем мы детей, возлагая надежды на то, что вырастут они здоровыми, добрыми, умными. Однако за последние годы состояние здоровья детей в России ухудшилось, что связано с последствиями аварии на ЧАЭС, увеличением нитратов и радионуклидов в продуктах питания, загрязнением морей, рек, воздуха. Возросло количество простудных и инфекционных заболеваний, негативно сказывается на физическом развитии дошкольников.
В дошкольном детстве закладываются основы здоровья, воспитываются основные черты личности человека. Крепкое здоровье - важное основание успешного всестороннего развития ребенка и раскрытие его личностного потенциала. Именно поэтому принцип оздоровительной направленности учебно-воспитательного процесса выделяется как один из стратегических в современной системе дошкольного образования.
Одним из приоритетных направлений образовательного процесса в дошкольных учебных заведениях остается физическое воспитание и оздоровление детей. Основная цель физкультурно-оздоровительной работы - охрана и укрепление здоровья, повышение сопротивляемости и защитных сил детского организма, улучшение его трудоспособности; своевременное формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, развитие физических качеств и обеспечение надлежащего уровня физической подготовленности; воспитание устойчивого интереса к двигательной активности, потребности в ней, выработка привычки к здоровому образу жизни.
Основой системы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении является двигательный режим как совокупность различных средств и организационных форм работы с детьми, рационально сочетаются и последовательно используются в зависимости от возраста детей, места в режиме дня, сезона.
Работа детского сада в целом направлена на поддержку, сохранение и развитие здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста в режиме детского сада.
Цель работы: рассмотреть методику и организацию физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста.
В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть анатомо-физиологические особенности и физическое развитие детей дошкольного возраста.
2. Определить современные подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
3. Охарактеризовать главные аспекты здоровьесохраняющей работы.
4. Выделить средства физического воспитания и развития дошкольников.
5. Изучить виды двигательной деятельности применяемые в ДОУ.
6. Раскрыть модель двигательного режима старших дошкольников.
7. Выявить роль воспитателя по физической культуре в физкультурно-оздоровительной работе.
Для решения поставленных задач использован комплекс методов исследования: анализ и синтез научной, учебно-методической литературы.
Структура и объем курсовой работы. Работа состоит из вступления, двух глав, выводов, списка литературы (25 наименований). Общий объем работы составляет 33 страницы.
ГЛАВА 1. Организационная работа всех структур по физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учебном заведении
1.1. Анатомо-физиологические особенности и физическое развитие детей дошкольного возраста
Детский организм дошкольного возраста отличается большой пластичностью, регуляторная система еще несовершенна до конца. Организм детей существенно отличается от тела детей школьного возраста. Все реакции адаптации к условиям новой среды требуют быстрого развития головного мозга, особенно коры больших полушарий. Это выражается в небольшом функциональном резерве дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной систем. Нервная система дошкольников характеризуется повышенной возбудимостью и слабостью тормозных процессов. У детей непроизвольный характер внимания, они легко отвлекаются. Моторная сенсорная система созревает у ребенка одной из первых. К 6-7 годам объем подкорковых образований увеличивается до 98%, корковых - на 70-80% [8].
В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия и гармоничного физического развития. Хотя это развитие является естественным благодаря биологическому процессу, на него можно повлиять в правильном направлении, исходя из анатомических, физиологических и психологических характеристик ребенка.
Ребенок 3-6 лет растет примерно на 4-6 см в год. Главный показатель в правильной физической подготовке - постепенное усложнение элементов движений и более целенаправленное освоение новых.
Период 4-5 лет характеризуется более значительным развитием моторики. Дети в этом возрасте более активны, больше бегают, улучшается координация движений, они начинают подниматься по более высоким ступенькам, сохраняют равновесие.
Для более гармоничного и совершенного развития детского организма очень важный показатель - научить ребенка до 6 лет плавать, кататься на двухколесном велосипеде, делать необходимую утреннюю зарядку.
Основные задачи воспитания выносливости в первую очередь определяются в зависимости от возрастных изменений и созревания вегетативных функций, отвечающих за работоспособность. Важным элементом в этой задаче является закалка. Повышает сопротивляемость организма к условиям окружающей среды и способствует формированию сопротивляемости организма не только простудным, но и инфекционным заболеваниям.
В дошкольном периоде скелет очень быстро растет и его формирование еще не полностью завершено. Именно поэтому уже в этом возрасте следует уделять особое внимание правильной осанке и упражнениям, которые помогают укрепить (расслабить) мышечную систему. К 7 годам кости тела ребенка достигают толщины, обеспечивающей высокую устойчивость к механическим воздействиям. Комплекс упражнений с чередованием напряжения и расслабления мышц утомит ребенка меньше, чем такой же комплекс, который потребует больше статических усилий (удержание тела или отдельных его частей в определенном положении). Поэтому при длительном стоянии или сидении ребенок устает быстрее, чем если бы он двигался или бежал. Более активные и подвижные дети, как правило, физически более развиты, чем дети, ведущие малоподвижный образ жизни [12].
Дети, семьи которых ведут активный здоровый образ жизни: прогулки, ежедневная утренняя зарядка, спорт, они сами потом привыкают к такому образу жизни. Проведение времени с родителями важно для укрепления доверия, а также для вовлечения ребенка в регулярные физические упражнения.
Основные направления более гармоничного физического развития детей.
Упражнение. Существуют различные комплексы ORU для детей разного возраста. Выполнение их 2-3 раза в неделю, это способствует укреплению костно-мышечной системы, улучшения дыхательной и сердечно-сосудистой систем, а также консолидировать ранее освоенные элементы.
Мобильные игры. Эти игры направлены на создание у детей веселого настроения. Они положительно влияют на психику и поведение ребенка. И самое главное, они действуют как средство умственного и физического развития. Одна из самых эффективных форм - эстафета. Игры с правилами сложнее, так как требуют большего логического мышления, согласованности своих движений с движениями других людей.
Утренняя гимнастика. Детский сад проводится с 3-х лет. Включает комплекс упражнений на разные группы мышц, ходьбу и бег первые занятия. На практике используются санки и лыжи. В этом возрасте дети очень легко осваивают основные элементы гимнастики и движений.
Гулять пешком. Дети проводят большую часть времени на открытом воздухе. Как правило, на прогулку отводится в среднем 1,5-2 часа. Главное правило при ходьбе - привлекать детей к подвижным играм и физическим упражнениям, особенно приветствовать индивидуальную работу с детьми, физическое развитие которых ниже среднего [14].
Если все эти методы проводить регулярно и в сочетании, то со временем можно улучшить как физическое, так и умственное развитие ребенка. Основная цель воспитателя в этом случае - обеспечить высокий уровень самостоятельности, активности и творчества в двигательной активности детей. Основная задача детского сада - заложить прочный фундамент в обеспечении правильного и гармоничного развития всех форм и функций детского организма, укрепить здоровье, улучшить умственную, интеллектуальную и физическую работоспособность детей.
1.2. Современные подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
Приоритетное направление образовательно-воспитательной работы в нашем детском саду - организация физкультурно-оздоровительной работы, органично связана с активной двигательной деятельностью детей и имеет целью обеспечить оптимальное состояние их здоровья, успешное физическое развитие, преодоление гиподинамии, формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств и формирование интереса к различным видам двигательной деятельности.
Эта работа направляется на выявление резервов полноценного физического развития детей и формирования основ здорового образа жизни. Для этого система физического воспитания детей обладает богатым арсеналом различных физкультурно-оздоровительных средств. Чем разнообразнее средства воспитательного воздействия на детей используется в работе, тем более динамичным является ход процесса физического развития дошкольников.
Основные показатели физического здоровья - закалка организма (степень развития адаптивных возможностей организма против негативных изменений окружающей среды); полноценное физическое развитие; уровень двигательной подготовленности; развитие физических качеств и тренированность организма [3].
Эффективность закаливания детей определяется целесообразным выбором различных его видов (обтирание, обливание холодной водой, контрастное обливание, хождение босиком, полоскание горла, использование сауны, плавание в бассейне и т.д.). Залог положительных сдвигов - систематичность, последовательность, положительное отношение ребенка к закаливающим процедурам, отсутствие принуждения.
Актуализации знаний детей, их умений и навыков, личностных достижений в области двигательного опыта будет способствовать и привлечения их к планированию вариантов выполнения двигательных задач на прогулке, во время пешего перехода.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Атаманов В.Д. Гуманизация учебного процесса физического воспитания / В.Д. Атаманов, Ю. К. Вдовиченко, Е.А. Иванько // Материалы научно-методической конференции. – Донецк: ИПИИ, 2011. – 74 с.
2. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях / Т.Л. Богина. – М.: Мозайка-Синтез, 2015 – 112 с.
3. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость / Е.Н.Вавилова. – М.: Высь, 2017. – 201 с.
4. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей / Е.Н. Вавилова. – М.: Гардарики, 2018. – 133 с.
5. Вильчковский Е. С. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учеб.пособ. / Е. С. Вильчковский, В. И. Курок. – Сумы: ВТД «Университетская книга», 2014. – 428 c.
6. Глухов В.И. Физическая культура в формировании здорового образа жизни / В.И. Глухов, И.В. Муравов. – К.: Здоровья, 2017. – 172 с.
7. Денисенко Н. Ф. Управления системой физического воспитания детей в дошкольных учебных заведениях / Н.Ф. Денисенко. – М.: Липс, 2016. – 308 с.
8. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия» / Ю.И. Евсеев, А.Г. Трушкин. – Ростов н /Д: Феникс, 2012. – 384 с.
9. Журавлева И. В. Отношение к здоровью индивида и общества / И. В. Журавлева. – М.: Наука, 2014. – 215 с.
10. Карпова И.Б. Физическая культура и формирование здорового образа жизни: Учеб. пособие / И. Б. Карпова, В. Л. Корчинский, А. В. Зотов. – К.: КНЭУ, 2015. – 218 с.
11. Кенемана А. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / А. В. Кенемана, Д. В. Хухлаєва. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2018. – 256 с.
12. Круцевич Т. Ю. Теория и методика физического воспитания: учеб. для студ. / под ред. Т. Ю. Круцевич. – К.: Олимпийская литература, 2016. – 366 с.
13. Лаптев А.П. Возрастные особенности организма / А.П. Лаптев // Физическая культура и спорт. – 2020. - № 8. – С.10-15.
14. Матвеев Л. П. Теория и методика физического воспитания: учебн. для студ. физ. культуры / Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 2017. – 256 с.
15. Мартынов М.П. Здоровье ребенка в наших руках / М.П.Мартынов. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 143 с.
16. Маханева М.Д. Здоровый ребенок: Рекомендации по работе в детском саду в начальной школе / М.Д.Маханева. – М.: АРКТИ, 2014. – 264 с.
17. Осокина Т. В. Физическая культура в детском саду / Т. В. Осокина. – М.: Просвещение, 2018. – 84 с.
18. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5 - 6 лет: Пособие для воспитателя дет. сада / Л. И. Пензулаева. – М.: Просвещение, 2013. – 143 с.
19. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду / М.А. Рунова. – М.: Мозайка-Синтез, 2015 – 256 с.
20. Степаненкова Э.Я. Методика физического воспитания / Э.Я. Степаненкова. – М.: Издат.дом «Воспитание дошкольника», 2015 – 96 с.
21. Фролов В.Г. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста / В.Г.Фролов, Г.П. Юрко. – М.: Просвещение, 2018. – 155 с..
22. Хухулаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / Д.В. Хухулаева. – М.: Гардарики, 2019. – 188 с.
23. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада / Сост. Ю. Ф. Луури. – М.: Просвещение, 2016. – 61 с.
24. Шишкина В.А. Какая физкультура нужна дошкольнику / В.А. Шишкина, М.В.Мащенко. – М.: Просвещение, 2016. – 79 с.
25. Щебеко В.М. Физическое воспитание дошкольников. Практикум / В.М. Щебеко, М.М. Ермак, В.А. Шишкина. – М.: Академия, 2018. – 160 с.